Китайский горячий котёл появился четыре тысячи лет назад. Первое его название — «гу дун ген» — народ дал по звуку «гуд-гуд» падающих в кипяток ингредиентов.

- За столетия ингредиенты в котле менялись, и сам «котёл» тоже эволюционировал. Археологи считают, что первыми горячими котлами были глиняные треножники времён Шан и Чжоу.
Позднее аристократы пользовались бронзовыми котлами.
- В период Весны и Осени горячий котёл стал народным. Тогда же появились компактные «тёплые печки» — «вэнь лу». Люди стали обмакивать отваренное в соли, перце и других приправах.

- В эпоху Хань изобрели «котёл-чайку» — разделённый сосуд с двумя секциями, чтобы кислое, острое, остро-горькое и солёное не смешивались.
- Вэй-цзы Пи (Цао Пи) любил есть из нескольких бульонов сразу. Он приказил отлить «пять-вкусный котёл»: внутри пять секций, в каждой — свой бульон. Это была «девяти-клеточная сетка» Чунцина в зародыше.
- В Тан горячие котлы делали из трёхцветной керамики. Бай Цзюй писал: «Зелёное вино бродит, красноглиняный котёл теплится. Вечером, когда идёт снег, выпьешь со мной?»
- В Сун каждую зиму устраивали «праздник тёплого очага». В народе называли горячий котёл «ба ся гун».
Линь Хун описал, как в снежных горах Уи жарили ломтики дикого кролика в котле над углями, запивали вином и смотрели на закат — отсюда поэтическое имя «ба ся гун» — «отблеск заката».
- В Цин император Цяньлун ел котёл почти каждый день: куриный, бараньий, из мяса джейрана. Император Цзяцин устроил «банкет тысячи стариков» на 1550 горячих котлов.
Императрица Цыси предпочитала «хризантемовый котёл»: в куриный бульон кидали лепестки белых хризантем, затем обваливали в нём тонкие слайсы мяса и птицы.
- Горячий котёл пережил тысячелетия и остался зимним символом уюта. В кругу семьи, при мерцающем свете, мы едим из одного котла — не в этом ли суть домашнего очага?
Как говорит мой друг Лао Вэй, его соус из говядины «Ибайфу» — потомок дворцового рецепта династии Цин — придаёт обычной еде яркий вкус и открывает воображение.